Понедельник, 17.12.2018, 05:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Наш опрос
Нужна ли Вам группа выходного дня?
Всего ответов: 37
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Синдром «Маленький Бука»

Обычно буками называют детей, которые не умеют или не хотят общаться с другими ребятами и не прояв­ляют инициативы в установлении контактов со взрос­лыми, не подсаживаются к дядям и тетям в парке на скамеечку и не рассказывают о том, что делали вчера или что будут делать завтра и какой у них дома замеча­тельный щенок Джерик и т.д. и т.п. Во всем остальном эти дети могут ничем не отличаться от своих сверстни­ков.

Прежде всего, маленькие буки вызывают неудоволь­ствие, обиду и непонимание у людей чрезвычайно ком­муникабельных, способных общаться где угодно, с кем угодно и сколько угодно. И вот появляется такой това­рищ в доме, где живет мальчик или девочка, не склон­ные к частому и интенсивному взаимодействию с окру­жающими. Протягивает она ему конфетку или шоко­ладку и требует: «Ну, иди сюда. Давай знакомиться. Меня зовут тетя Таня». А ребенок только качает голо­вой и ближе, чем метра на два, не подходит. «Ну же! Угощайся! Это вкусно». Но и на этот безотказный «укротительско-дрессировочный» прием маленький бука толь­ко выдавливает из себя, не сокращая дистанции: «Спа­сибо, я не хочу». «Бери, не стесняйся», — говорит мама и подталкивает малыша под спину. Но ребенок только крепче упирается ножками и настаивает на своем. Мама поскорее уводит активную тетю в другую комнату или на кухню, где будет вынуждена выслушать не одну по­учительную историю о том, как нужно поступать с та­кими детьми, куда обращаться, с кем связаться, что это за замечательное место, кто из общих знакомых там уже побывал, каков результат и прочее, прочее, прочее. Родители же после ухода гостьи непременно выразят свое неудовольствие сыну или дочери за неловкость положения, в которое они были поставлены. Хорошо еще, если дело обойдется без реализации полученных советов и наставлений.

В приведенной выше ситуации имеет место реакция растерянности на поведение и слова импульсивно на­строенного взрослого. Каждый человек, в том числе и маленький, имеет право на свою индивидуальную сте­пень выраженности потребностей. Есть же люди, которые едят значительно меньше, чем другие, и не потому, что на диете, а просто потребность их организма в пище не столь велика, и насыщение наступает раньше. То же и с потребностью в общении. У одних она сильна, у других — занижена. И если взрослые люди могут при­нудить себя поддерживать из вежливости неинтерес­ный разговор, то дети просто откровеннее выражают свои чувства и мысли.

Другое дело — общение с детьми. В дошкольном возрасте ребенок овладевает различными играми — индивидуальными и групповыми, командными, сюжетно-ролевыми и т.д. А тут уж никак не обойтись без умения согласовывать свои действия с действиями парт­неров, без умения договариваться, объяснять правила игры. Здесь неоценима помощь взрослых. Если ребенок стесняется подойти к группе играющих, то в ряде слу­чаев целесообразно сделать это родителю или родствен­нику, воспитателю или другому сопровождающему лицу. Можно спросить, во что играют дети и не примут ли еще одного человека. Неплохо представить его по имени. Обычно среди ребят всегда находится кто-то, кто возьмет новичка под свое покровительство, поможет ему быстрее освоиться в новой обстановке. Если ребенок не любит больших компаний и шумных игр, то лучше познакомить его с кем-то одним из ребят, желательно живущим поблизости, чтобы дети могли ходить друг к другу в гости.

Часто причиной предпочтения дошкольниками оди­ночества становятся травмирующие обстоятельства. Малыша могли обидеть, обозвать, дать ему гадкое про­звище. После подобных инцидентов ребенок больше не хочет общаться с этими детьми, а порой и вообще замы­кается. Может статься, что букой его делает собствен­ный проступок, вызвавший сильный эмоциональный шок. Играя с другими детьми, ребенок мог по неосто­рожности толкнуть своего товарища, попасть ему в лицо снежком или песком. Вид крови или истеричные рыда­ния могли произвести сильнейшее действие на психи­ку малыша. В результате появился отказ от игр, прогу­лок, ребенок может месяцами сидеть дома, а на все уговоры родителей будет отвечать отказом или безутешными слезами. В этом случае настойчивость и принуж­дение со стороны взрослых, родителей, воспитателей станут только мешать восстановлению душевного рав­новесия ребенка. Поэтому следует запастись терпением и лучше постараться компенсировать недостаток обще­ния большим количеством времени, посвященным игре и взаимодействию с малышом.

Феномен маленького буки может порождаться и тон­костью душевной организации дошкольников, богат­ством их воображения. В этом случае индивидуальные занятия — рисование, лепка, конструирование, иногда чтение и рассматривание иллюстрированных изда­ний — целиком поглощает внимание ребенка. Все не­обходимые действия он производит в своем воображе­нии, в мире своих грез и фантазий. Другие же могут лишь разрушить этот мир своими неосторожными дей­ствиями или назойливыми расспросами. Такие дети должны стать предметом особых забот взрослых. Одна­ко, направлены они должны быть не на этих детей, а на их окружение и иметь целью сохранение положитель­ного восприятия и положительного настроя в отноше­нии них. Другие ребята не должны считать их стран­ными, глупыми, плохими или заносчивыми. Они дол­жны понять, что общение с этими детьми принесет им удовольствие лишь при особых условиях, если спокой­но смотреть и слушать, а не пытаться взять инициативу на себя, навязать свой стиль активного взаимодействия. Взрослые могут помочь таким индивидуалистам сохра­нить авторитет в детской среде, проведя конкурс рас­сказов, рисунков или других поделок и отметив при этом работы этих ребят.